Обзор вариантов систем электронных замков (СКУД) для гостиничного бизнеса

Комфортное пребывание в гостинице - это один из самых важных пунктов на которые обращает внимание любой гость. Каждое поселение начинается со  стойки размещения, где вы получаете ключ доступа в гостиничный номер. Ранее, во многих гостиницах и сейчас за стойкой размещения располагается кассета с ячейками для ключей от номеров. Гость получает ключ вместе с брелоком, на котором указан номер вашей комнаты проживания. Это делается для того, чтобы гости не забывали сдать ключ, выходя из здания гостиницы. Тем не менее, очень часто они именно это и делают. Также достаточны часты утери механического ключа. В таком случае для сохранности вещей будущих гостей необходимо менять замковый цилиндр и ключи.

Многих гостей, особенно в курортных отелях, раздражает необходимость носить массивный брелок с ключом.  Отличный выход из данной ситуации - замена механических замков на электронные с доступом по идентификатору, который можно многократно программировать. Используя электронные замки вы решите несколько важных моментов. Например, выдачу электронных ключей вы можете производить из системы автоматизации отеля, что позволяет контролировать поселение гостей и их нахождение в номере. Служба безопасности может контролировать нахождения персонала в номерах.

 

            Технологии в электронных замках

            Наиболее распространенный идентификатор- пластиковая карточка с магнитной полосой, где прописывается время поселения, время выезда и номер комнаты. Карточка считывается в замке и, в случае совпадения номера двери с указанной в карточке информацией – замок открывается. Если же гость хочет продлить проживание в гостинице, карточку можно перепрограммировать. То-есть, данную карточку можно использовать многократно. Недостаток карточки с магнитной полосой - это возможность копирования введенной информации и потеря этой информации в случае размагничивания. Поэтому на замену карточке с магнитной полосой создали перепрограммируемые карточки с контактной и бесконтактной идентификацией. Для гостиничных замков применяют карточки с частотой обмена информацией 125 кГ (технология Temic) и частотой обмена информацией 13,5 МГц (технология MiFare).Карточки с магнитной полосой и карточки Temic имеют емкость памяти – 128 Бит. Карточки MiFare имеют емкость памяти 1 Кбит и 4 Кбит. В Украине, в основном, используются замки на базе карточек технологии MiFare.

            В чем же  отличие бесконтактных карточек для  систем доступа от бесконтактных карточек для гостиничных замковых систем? Рассмотрим работу стандартной гостиничной замковой номерной системы доступа. На сервере отеля создается база данных гостиничных номеров, в которой к каждому номеру приписывается свой дверной замок доступа в номер и эта информация переносится в номерной замок,а также информация о текущем времени с компьютера – производится временная синхронизация компьютера – сервера, на котором выписываются карточки. Очень важная информация – это идентификатор гостиницы. Карточка созданная в одном отеле не будет работать с замками из другого отеля. Для этого кроме записи идентификатора системы в замок - прописывается идентификатор системы на карточку (форматирование карточек). Многие производители гостиничных замков злоупотребляют этим моментом и эксклюзивно поставляют отформатированные карточки для своих замковых систем. В дальнейшем в случае приобретения дополнительных карточек Вам всегда нужно будет обращаться  именно к  этой фирме- производителю. Есть компании, которые встраивают функцию форматирования в свое замковое ПО, поставляемое с замками. Каждый замок имеет автономное электропитание (обычно это 3-4 батарейки типа АА),  обеспечивающее сохранение введенной информации на протяжении одного года. Каждый номерной электронный замок имеет буфер памяти событий, в который записывается не менее 200 последних событий, что соответствует временной глубине сохранения – около 20-30 дней. Это сделано на случай чрезвычайных событий, например что-то исчезло из гостевого номера.
            Информацию можно считать с помощью специальной карты большой емкости или с помощью специального устройства (программатора)  и  загрузить в компьютер, затем проанализировать кто в какое время, в какой день, по какой карточке входил в гостиничный номер.

            Технологии не стоят на месте, появляется технология идентификации на основе отпечатка пальца.  Данная технология активно внедряется в гостиницах, но не все гости приветствуют ее, т.к.нужно оставлять свой отпечаток пальца.

            Применяются и кодовые замки (замки с цифровой клавиатурой), но как правило, они актуальны в офисных и производственных помещениях.

            При въезде в большую гостиницу бывают случаи повышенной загрузки персонала. Для уменьшения зависимости гостя от загруженности персонала, применяется технология NFC (беспроводная передача информации на небольшие расстояния). Передача реализуется на частоте 13.5 МГц. Идентификация с технологией NFC в настоящее время встроена практически в каждый смартфон. Для получения доступа в ваш номер, нужно отправить запрос со смартфона на сервер гостиницы и получить загрузку информации по идентификации с указанием номера вашей комнаты, после чего вы можете идти в номер. А в момент, когда персонал будет не так загружен – получить идентификационную карточку для вашего номера.

            Автономные on-line системы

            Система доступа на базе автономных замков работает во многих  гостиницах, но постоянно появляются запросы на создание сетевой системы доступа реального времени. В сетевой системе один из производителей реализовал интересную функцию – постоянного считывания содержимого буферной памяти служебным персоналом. Горничная как минимум один раз в день посещает каждый номер. При доступе в номер, на ее карточку считывается информация из буфера памяти, далее горничная подходит к сетевому (online) считывателю и касается карточкой считывателя. При этом в систему перегружается вся информация из буфера памяти номеров, куда заходила горничная. В гостиничных замковых системах реализуется проводная или беспроводная on-line системы доступа. Недостаток проводной системы - прокладка информационной проводки через полотно двери (от дверных петель до замка). Недостаток беспроводной системы – ее стоимость и ограниченная дальность работы приемника/передатчика радиоинформации. Один приемник/передатчик может обслуживать несколько замков. Таким образом в гостинице необходимо периодически размещать радиоприемники/передатчики, а далее по проводной связи информация с радиоприемиков/передатчиков поступает на гостиничный сервер. Отметим, что все ранее описанные системы работают по принципу «все в одном». Это значит, что замок содержит считыватель информации с карточек и контроллер, который обрабатывает данную информацию и запускает исполнительное устройство предоставляя доступ при нажатии ручки замка.

 

            Проводные on-line системы      

            Наряду с вышеприведенными замковыми системами развиваются и стандартные проводные системы , которые имеют встроенные системы управления параметрами номера (температура, освещение) и дополнительные информационные входы (SOS, затопление, вызов администрации для выезда, запрос на уборку номера, просьба не беспокоить и т.п.). Такие системы содержат встроенные энергосберегающие функции: управление параметрами климата в зависимости от статуса номера (сдан/не сдан), от наличия клиента в номере , а также в зависимости от погоды и освещенности. Такие on-line системы имеют процессорный модуль, порты для подключения считывателей идентификационной информации и вспомогательных модулей, а также модули расширения с аналоговыми и цифровыми входами и выходами. В таком случае механизмом открывания двери является дверная электро-защелка, врезаемая в коробку двери,которая как правило идет со встроенным механическим датчиком положения язычка защелки. Это делается для того, чтобы при выходе клиента из номера – его действие по нажатии ручки двери было воспринято системой. В таких системах могут использоваться перепрограммируемые карточки и карточки с фиксированным кодом повышенной защищенности. Таким образом сетевая гостиничная система доступа объединяется с системой управления зданием (умный дом или система BMS). Программирование такой системы требует больших знаний и навыков и кроме поставляемого производителем системы конфигуратора аппаратных средств необходимо применять одну из специализированных систем управления - SCADA. Обычно используется SCADA с поддержкой протокола MODBUS.

           

            Смена механических замков на электронные

            На сегодняшний день есть несколько вариантов смены замков на электронные без дополнительных затрат на смену полотна двери. Самый простой – установка на текущий внутренний механизм замка электронных накладок с той или иной технологией считывателя. При необходимости, можно воспользоваться дополнительными накладками, которые скроют ненужные отверстия в полотне двери.  Другой вариант - подобрать максимально подходящий по размерам под текущие отверстия вариант электронного замка и поменять весь комплект. Еще один вариант -  ограничиться установкой электронного цилиндра. Такой вариант достачно дорогой, но позволит сохранить дорогой или очень специфичный механический замок.

            Энергосбережение

            Обычные замковые сетевые системы доступа также предлагают ряд функций энергосберегающего управления. В первую очередь это применение энергосберегающих коммутаторных карманов. При входе в номер в карман вставляется карточка, в результате чего коммутируется подача электроэнергии с номера. Карман может распознавать только тип карточки (MiFare, Temic). Такой карман не включит в номере освещение в случае ,если Вы положите в карман обычную визитку или кредитку.

            Что касается  вариантов управления климатом, то в  каждой комнате устанавливается кондиционер,который может выключиться при открытии двери балкона. Также допустима установка автономных или сетевых термостатов при использовании фен-койла(вентиляторный конвектор), которые способны автоматически регулировать температуру климата в зависимости от поведения гостя, его присутствия/отсутствия,от времени суток с учетом параметров наружной температуры. Такой интеллектуальный термостат обеспечивает повышение температуры в номере на 1 градус в ночное время суток, при отсутствии клиента в номере более 10-20 минут температурный режим переводится в состояние отсутствия клиента, при отсутствии клиента в номере более 8-10 часов – номер переводится в режим «незаселенный». Номер запускается в стандартный режим присутствия при срабатывании датчика входной двери с последующим подтверждением наличия клиента с помощью пассивного ИК-датчика.

 

            В завершение темы хотелось бы отметить то, что технологии в гостиничном бизнесе развиваются и на сегодняшний день табличку «не беспокоить» или «убрать номер» уже мало кто вывешивает на дверь. Для этого сейчас используются электронные информационные табло и датчики состояния номера. Современная гостиница это не просто место для сна – это рабочее место с быстрым беспроводным интернетом, где вы можете комфортно проживать, вкусно питаться и комфортно работать, но для этого владельцы гостиниц должны следить за новыми тенденциями и постоянно их внедрять, иначе можно легко потерять лидерство и лояльность клиентов, которые завоевывалось годами.



Поддержка клиентов

Комплексные решения по автоматизации и оптимизации предприятий сферы услуг

Остались вопросы?